Сбылась мечта приобрести оборудование для акустических измерений с помощью микрофона и карты. Приобрел микрофон Dayton EMM-6 c калибровочным файлом, звуковую карту E-MU 0404 USB 2,0 купил пять метров кабеля вроде с нужными разъемами. Знаю, что на форуме есть люди имеющие не малый опыт в подобных делах, хотелось услышать рекомендаций по настройке и освоению таких программ.
Осевая АЧХ многополосной системы измеряется строго на оси твитера.
Для изучения области частоты раздела СЧ и ВЧ звеньев,
более чем достаточно установить микрофон в дальнем поле и ограничить временнОе окно до первого отражения.
Даже в комнате 12 квадратных метров первое отражение приходит не ранее 3.5-3.7 мс, а это 300 Гц,
когда частота раздела СЧ/ВЧ полос находится на килогерцах.
Yurgen, Mosfet, дома у меня нечем даже сымитировать измерение,
но суть вот в чем. MLS он и в Африке остается,
и начало окна должно быть непосредственно перед началом импульса,
а окончание до прихода первых отражений. Если окно откроется раньше,
то получим ошибку по фазе, если позже,
то ошибку на ВЧ, если прикроем раньше, то теряем разрешение на НЧ,
если позже, то пропустим стояки.
Это для симулирования фильтра в КАДе.
Это значит, что
1. микрофон установить по оси пищика и измерить,
2. потом установить микрофон по оси мида и измерить. Расстояние микрофон-баффл неизменное. Каждый раз начала окна к началу импульса.
3. Линейку в руки и измерить относительно пищика смещение мида.
4. Соединить пищик с мидом паралельно и измерить.
5. Вколотить в КАД АЧХ и ИЧХ, смещение мида, и засимулировать отсутствие фильтра, для контроля использовать АЧХ см. п4.
6. Точно подгоняя смещение по Z добится совпадения АЧХ.
7. Все введенные данные верны. Погнали симулировать.
Попробуй почитать хэлп к ДжастМЛС, он очень толковый и простой.
Давай отделять мух от котлет. Измерение АЧХ АС:
измеряется по оси твиттера с расстояния 1м
(это если расстояние до отражающих поверхностей позволяет, нет, делаем меньше)
Низ либо симулируем и склеиваем, либо в ближнем поле, желательно синусом,
корректируем с учетом бафлсетпа и склеиваем.
Все эти инсинуации производятся на уровне измерения пофиг в чем,
главное получить текстовые файлы, потом симулируется бафлстеп,
в Edge наружу выгоняется опять же текстовый файл,
который накладывается на измерения в ближнем поле и все это безобразие склеивается.
Все это удобно делать в ЛспЛабе.
другой динамик отключать на время измерения?
Конечно! Это именно для проектированиея фильтров, т.е. усилитель и динамик, больше ничего.
Расстояние до баффла должно оставаться неизменным,
иначе дальнейшая симуляция будет с ошибкой. По окну.
От начала окна зависит фаза, т.е. если окно открывается раньше,
то фаза с ошибкой, если позже, то ошибка в АЧХ на ВЧ,
если окно закрывается раньше, то обрубится информативная часть НЧ,
если слишком поздно, то пролезут стояки.
Надеюсь, что мы говорим про двухканальный метод измерений?
Пользуюсь LSPlab 3 и LSPcad 6.0 - любимые проги!
И плюс к ним - ARTA.
Что нравится и не нравится:
LSPlab 3 - оперативность и гибкость измерений частотки с помощью импульсов и MLS.
Импеданс и LRC метр - тоже в нем.
Удобные построения мульти-картинок.
Моделирование ящика тоже в нем.
Не нравится - практически никакая симуляция.
LSPcad 6.0 - симуляция фильтров. После проб 5,25, пришел к выводу,
что 6,0 значительно более гибок в построении схем фильтров - никаких ограничений по построению схемы.
В этом плане он приблизился к MicroCap. В 5,25 ограничен набор соединений между элементами. Это парит.
Не нравится - громоздакая программа. Единственное что от нее требовалось - симуляция фильтров.
ARTA - нелинейные искажения, измерения шумом, и качающимся микрофоном. Очень удобно!
Иногда, если лень переключаться на LSPlab, измеряю АЧХ MLS - совпадение с LSPlab полное. И в АЧХ и ватерфоле.
Не нравится - недостаточно гибкий интерфейс для измерения АЧХ.
Немного о калибровке Arta.
Если у вас используется набор Nady CM 100 и E-MU 0404 USB,
то можно просто повторить процедуру и будут доступны измерения с
абсолютными значениями звукового давления. Особенности программы и
сравнение с результатами измерений калиброванным комплексом я привел
в конце материала. Надеюсь, будет полезен.
http://www.vegalab.ru/forum/attachment.php?attachmentid=110676&d=1294961927
Хотелось бы сказать об особенности - включении единиц 20uPa/V для соответствия измерений величине dB/2.83V/m
при указанной чувствительности микрофона 4mV/Pa. Если использовать паспортное значение
чувствительности микрофона Nady CM 100 (10mV/Pa), то отображение единиц необходимо
переключить на 20uPa/2.83V, как и положено. Но у меня в этом случае значения
звукового давления получаются завышенными на приблизительно 1 дБ.
При измерениях с помощью АРТА и коробочки всё время приходится выставлять нужное напряжение на выходе усилителя.
Я обычно выставляю 2,83V. Делать это тестером довольно неудобно, поэтому я засунул
в коробочку маленькую схемку с парой светодиодов. Один горит, когда напряжение меньше,
другой, когда больше 2,83, а когда ровно, светодиоды не светятся.
Питаю схемку переменкой 9В от адаптера микрофонного предусилителя.
Выставил напругу, переткнул адаптер в микрофонный пред и спокойно измеряю.
Гораздо удобнее стало. Схемка простая как трусы, но полезная .
http://www.vegalab.ru/forum/attachment.php?attachmentid=132083&d=1314048920
Для "совместимости" результатов измерений между пользователями,
рекомендую выставлять уровень сигнала на клеммах измеряемых динамиков 2,83V.
При ипользовании пром.усилителей необходимо использовать тот канал (как правило "Левый"),
у которого "минус" на "минусе", т.е. является общим проводом
(в зависимости от схем построения усилителей и их питания "общий" может быть на "плюсе").
КНИ у динамиков на порядок и выше, чем у УМ, поэтому можно не заморачиваться.
Откуда взяли ?? - закон Ома. Мощность умножается на сопротивление и
из этой величины извлечь квадратный корень. При таком напряжении на нагрузке 8 ом
получается электрическая мощность ровно 1 ватт.
Можно, конечно, взять красивую ровную цифру, например, 3 вольта.
Но тогда мощность будет с "неровной" цифрой - 1,125 вт, что , согласитесь, неудобно.
При правильном измерении ФЧХ пищалки,
фаза должна оборачиваться на 180 градусов в
самом начале нарастания АЧХ и монотонно спадать
к -180 градусам в конце.У тебя с точностью до наоборот,
значит в противофазе.
Произвести адекватные замеры нижнего диапазона фазоинвёрторного оформления в условиях жилого помещения можно.
Но для этого придётся снимать АЧХ отдельно с диффузора и отдельно с ФИ, а потом их складывать.
1. В ближнем поле - это на расстоянии 5 мм от колпака динамика. Остальное от лукавого. Затем, снимаем АЧХ с ФИ,
установив микрофон к нему впритык. Естественно, когда меряем одно, второе создаёт помехи. Помехи можно игнорировать,
можно ставить перегородку между динамиком и фазиком.
2. Дальше, вычисляем поправку на разницу площадей диффузора и фазика и опускаем АЧХ фазика на соответствующую величину.
(Звуковое давление пропорционально площади излучателя, поэтому, показания снятые в ближнем поле придётся привести в соответствие.
Например, если площадь фазика в четыре раза меньше - отнимем у него 12 дб.)
3. И в заключение, суммируем полученные АЧХ в какой-нибудь проге (речь идёт именно о суммировании сигналов, а не склеивании графиков!).
4. Помня, что измерения в ближнем поле соответствуют измерениям в полупространстве, оцениваем влияние баффлстепа.
Почему с метра? Ну если совсем на апльцах, то АЧХ в дальнем поле и в ближнем сильно разная. А слушаем мы в дальнем.
Чтобы расчеты как можно лучше совпадали как правильно делать?
1) Измерять вуфер и пищаль в одной точке посередине?
2) Измерять каждый динамик на оси и потом вводить расстояния между ними в кад.
3) Измерять все на уровне пищалки и не вводить между ними расстояния в кад.
2 - лучший путь. Так можно сразу посмотреть АЧХ вне оси.
3 - получишь только АЧХ по оси. Но все совпадет.
Так я же только чтообъяснил:
1. Замеряю в дальнем поле при 2,83 вольтах. Настройки окна -
в зависимости от размеров комнаты, но не менее 2.5мс,
а то слишком высоко частота склейки выходит - пишут,
что тогда погрешности растут (и по моему опыту это подтверждается).
2. Замеряю в ближнем поле - усилок не трогаю,
а убавляю выход в микшере проги до 1/4 от максимального значения.
3. Полученный в п. 2. график нормализую на то значение,
на которое убавил выход (1/4 удобно, т.к. это в точности -12дБ,
т.е. надо нормализовать на +12дБ)
4. Сшиваю без проблемм
В ближнем поле ачх на нч соответствует таковой в безэховой камере,
т.к. длина волн меньше размера диффузора и интерференции их
(излученных от разных частей диффузора) нет. Нет и влияния отраженного сигнала,
т.к. он очень слабый (если в 5 мм от источника уровень сигнала достаточный,
чтобы нормально восприниматься микрофоном,
то пройдя хотя бы 1 метр уровень упадет на 46дБ, а еще и частично поглотится при отражении.
В дальнем поле можно мерять сч и выше, т.к. размер окна для этих частот достаточно мал,
чтобы в него не успели попасть отражения от стен.
Длина МЛС - это время (в отсчетах),
в течение которого воспроизводится сигнал.
Чтобы перевести в секунды, надо это число разделить на частоту дискретизации звуковухи.
Окно 3.5 достаточно до ±250 Гц, т.е. середину видно уверенно,
но это подразумевает, что ближайшая отражающая поверхность у тебя 1 м!
В стандартной квартире легко получить окно 5мс
(с расстояния в 1 метр при отражении 1.25м) и
слушать до 200 Гц, ниже можно симулировать (что точнее)
или ближнее поле.
Блин, я это уже полгода пытаюсь выяснить!
Если б знал - многое бы прояснилось!
Пока могу сказать что когда кривая фчх более 2-3х раз пересекает 0 -
это неверно выставлено начало окна (расстояние от диффузора до микрофона).
С 1 м по оси пищика, НЧ и ФИ дополнительно в ближнем поле и склеить, учитывая размеры баффла. Все есть в хэлпе к ДжастМЛС.
Частоту настройки фазика смотреть по ИЧХ: минимум между горбами и переход фазы через 0 - частота настройки.
При 3мС нижняя граница - 340Гц.
Пробуй выставлять оффсет чуть меньше - ориентируйся по фазе - она должна иметь как можно меньше переходов через 0.
Нижнюю частоту скользящим синусом в ближней зоне меряй - потом склейвай. Благо в лабе специальный инструмент есть.
1 копейка – 1,5 г
2 копейки – 2,6 г
10 копеек – 1,95 г
50 копеек – 2,9 г
1 рубль– 3,25 г
2 рубля– 5,1 г
5 рублей– 6,45 г
С 2006 года некоторые монеты стали легче:
10 копеек. - 1,85 г
50 копеек. - 2,75 г
купил пять метров кабеля вроде с нужными разъемами.
разъемы оказались не те... но это быстро исправили... а еще попутно, под аккомпанимент оптимы, перелопатили реестр, переустановили драйвера, замерили одну колонку... подключили ЦАП по USB (установив драйвера), переустановили фубар, попили чаю под SACD-R Depeche Mode & Genesis... послушали 4-ый диск Олега... и еще много чего, хозяин добавит...
Да уж, прежде чем и мой запущенный комп начал издавать звуки музыки Андрею пришлось изрядно повозится и еще есть над чем работать. Вот сейчас пишу под звуки тестового СД-4 от Олега
Ну наверно самое главное свершилось, Андрей установил ЛСПлаб и после покупки нужных шнуров запустил программу для измерений. Замеры делались , свип тоном и розовым шумом, а как Андрей виртуозно перебирает фильтра с их порядками и крутизной спада, а так-же оперирует с различными Л-падами, в общем свершилось. Теперь я знаю, что рядом есть человек с опытом замеров и сведения, который прекрасно ориентируется в программе. Хотел прикрепить фото замеров, но комп фотик не видит, ну думаю это дело поправимое. Андрею , респект и Спасибо.
Вт Дек 18, 2012 6:02 am
Admin Гость
olegch писал(а):
Андрею , респект и Спасибо.
Спасибо... но Рано радоваться... Комп ты так ко мне и не завез сегодня...
А у меня дрова приехали...
Здравствуйте, Андрей!
Весь заказанный Вами товар по счёту № i10853/2 от 10 дек 2012г. присутствует на складе.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах